Логотип экстрим.бу Логотип экстрим.бу Логотип экстрим.бу  
Логотип экстрим.бу Логотип экстрим.бу Логотип экстрим.бу
  

Если ты стал свидетелем дтп с участием мотоциклиста



Лекция, прочитанная на конференции инструкторов по безопасному вождению мотоциклов в Рочестере, штат Миннесота
(Свободный перевод: Maxie Max)
     Эти заметки записаны Jason Molenda (molenda@cygnus.com) и отредактированы с существенными добавлениями от Bruce Leung (bleung@urbana.mcd.mot.com) и Stacy Heinrich (sjh@cray.com). Я старался как можно точнее передать текст лекции, но любому человеку свойственно ошибаться, поэтому прошу не бежать ко мне с рыданиями, если вы решились последовать советам, приводимым здесь, но они оказались неправильными и вы лишь усугубили положение пострадавшего в ДТП с участием мотоциклиста(-ов). Я НЕ профессиональный врач и у меня НЕТ медицинского образования. Текст, приводимый ниже - краткий конспект лекции Слайдера (Slider) в моем изложении и так, как я его понимаю/помню. Я не гарантирую корректность записей.
     Сотрудники "скорой помощи" называют первый час после происшествия "золотым часом" в том смысле, что жертвы ДТП имеют намного больше шансов выжить, если они доставлены на операционный стол в течение часа после происшествия. Естественно, транспортировкой и любой обработкой пострадавшего должны заниматься только квалифицированные медики, но вплоть до момента их прибытия на место трагедии мы, неквалифицированные мотоциклисты, тоже можем помочь пострадавшему.
     Слайдер много говорил о психологическом руководстве. На месте происшествия выброс адреналина в крови у очевидцев превысит все разумные нормы, поэтому хотя бы один человек должен оставаться спокойным и не поддаваться панике и всеобщему ужасу, как бы тяжело это не было. На это Слайдер делал особый акцент во время лекции и постоянно повторял:
     ОСТАВАЙСЯ СПОКОЙНЫМ… НЕ ПОДДАВАЙСЯ ЭМОЦИЯМ… ДУМАЙ!
     Первым делом после прибытия на место происшествия остановись и глубоко вдохни пару раз. Это поможет тебе сохранить спокойствие. Слайдер говорил о том, что у него по жизни имидж "плохого байкера", и если бы он, как и все остальные, хватался за голову, бегал вокруг и совершал бы необдуманные поступки, это не показалось бы никому странным - так вели себя все в тот момент. Но как раз важно этого избежать и не создавать панику на месте происшествия.
     Идея психологического руководства состоит в том, что, как правило, люди, увидевшие кровь и раненых, находящиеся в ужасе от своего бессилия и желающие хоть как-то помочь, будут безоговорочно выполнять указания того, кто внешне остается спокойным, контролирует ситуацию и по которому видно, что он знает, что делает. Если ты тоже будешь размахивать руками в состоянии аффекта и не будешь контролировать свои поступки и слова, получится так, что ВСЕ будут неорганизованно бегать вокруг и терять драгоценное время. (Совершенно противоположная ситуация - когда ВСЕ с такими же жуткими выражениями на лицах - ну, это никуда не денешь - также бегают вокруг, но при этом уже организованно исполняют твои указания - это несомненно лучше, хоть и не всегда приводит к положительному результату; зато потом ты будешь хотя бы знать, что вы старались, и тебя не будет грызть червь сомнений).
     Целью семинара являлось предоставление нам основных знаний и инструкций к действию в случае ДТП с участием мотоциклистов. Нам отводилась роль того самого спокойного свидетеля, который прибыл на место ДТП раньше машины "скорой помощи" и знает, что делать, чтобы не усугубить положение пострадавшего. Приводимые ниже инструкции в известной степени стандартизированы и подлежат адаптации к конкретной ситуации.
     На презентации освещались следующие этапы:
  1. Подойти к пострадавшему, заговорить с ним, наладить общение, убедить его, что с ним все будет хорошо - это важно!
  2. Фактор безопасности на месте происшествия.
  3. Рядом с пострадавшим постоянно дежурит наиболее продвинутый в медицинском плане очевидец. Если пострадавший в сознании - поддерживать и успокаивать его разговорами.
  4. Три важных вопроса.
  5. Если пострадавший может нормально дышать, НЕ СНИМАТЬ ШЛЕМ!!!

  • Если дыхательные пути заблокированы или пострадавший не проявляет признаков дыхания - процедура снятия шлема.

  1. Немедленно после визуальной оценки степени травм вызвать скорую помощь.

  • Что говорить оператору станции скорой помощи по телефону.
  • Что может потребоваться пострадавшему - сообщить об этом оператору.

  1. По возможности задокументировать данные о пострадавшем с его слов (надо успеть это сделать до того, как он может потерять сознание).

  • Ощупать и осмотреть пострадавшего на предмет наличия травм.

  1. Кошелек, сумочка и прочие личные предметы - лучше не трогать.
  2. Назначить одного из очевидцев каждые 5 минут снимать пульс и письменно регистрировать.

  • Назначить одного из очевидцев каждые 5 минут снимать активность дыхания и письменно регистрировать.

  1. Следить за появлением признаков начинающегося шока.
  2. Остановить кровотечение при помощи стерильных повязок или бинтов, если таковые имеются.
  3. При повреждении бедренных костей и открытых переломах (наиболее характерных при авариях с мотоциклистами) останови крови из раны или ограничь потерю крови.
  4. По прибытии машины "скорой помощи".
  5. В больнице.
  6. Общение с сотрудниками дорожной полиции.
  7. Благодарности.
  8. Несколько дополнительных замечаний.
  9. Резюме: четыре наиболее важных пункта.

     1) Подойти к пострадавшему, заговорить с ним, наладить общение, убедить его, что с ним все будет хорошо - это важно!

     После любого падения мотоциклист будет как минимум находиться в замешательстве, смешанном с испугом. Часто он даже не знает и не понимает, что произошло и каким образом он упал. Он может находиться в прострации, растерянности, и в его голове будет лишь одна мысль - что с моим мотоциклом? Важно убедить его, что с мотоциклом все в порядке, чтобы он не пытался двигаться или делать попыток добраться до мотоцикла. Слайдер в качестве одного из вариантов предлагает сказать попавшему в аварию мотоциклисту все как есть на самом деле - что он попал в аварию, что ему нежелательно сейчас двигаться, и далее представиться. Ему психологически важно знать, кто с ним общается в данный момент! Надо убеждать его, что скоро приедет машина "скорой помощи" (при этом обязательно проверить, что кто-то действительно срочно вызывает ее!!). Если твоя кликуха что-то типа Chainsaw или Megadeath, лучше скажи пострадавшему, что тебя зовут просто Джон. ;-)
     Будь осторожен в своих разговорах и высказываниях, находясь возле пострадавшего, даже если он кажется без сознания. Дело в том, что окружающие звуки воспринимаются людьми, находящимися в бессознательном состоянии, так что пожалуйста, не надо шокирующих фраз типа "Ну все, этот больше не жилец, может и скорую уже звать не нужно" или "М-да-аа, ну бывает такое, хорошо же он поломался". Все это ненужные эмоции, которые могут быть зарегистрированы в мозгу пострадавшего и не принесут ничего, кроме вреда. То, КАК ты произносишь фразы, не менее важно, чем то, ЧТО ты произносишь. Сбавь громкость, оставайся спокойным, по крайней мере внешне - это будет способствовать уменьшению всеобщей паники.
     2) Фактор безопасности на месте происшествия.

     Место происшествия всегда наводнено случайными свидетелями и просто зеваками и представляет собой просто большой бардак. Поэтому необходимо обеспечить безопасность вокруг места происшествия. Если ты помогаешь пострадавшему, лежащему посередине дороги на закрытом повороте, и тут из-за него появляется грузовик (естественно, не ожидающий такого расклада), у тебя вряд-ли останутся шансы спасти сбитого мотоциклиста - а может быть, и себя.
     a. Движение транспорта в зоне ДТП

     Если вокруг есть люди, пусть несколько человек пойдут с яркими предметами в руках в противоположные стороны, чтобы регулировать транспортный поток с обеих сторон, особенно на криволинейных участках, на которых у ничего не подозревающего водителя может не быть времени для своевременной полной остановки.
     b. Разлив опасных жидкостей (бензин, масло, тормозная жидкость)

     Люди будут поскальзываться, а машины… Сами понимаете. Особенно нехорошо будет, если на луже масла поскользнется персонал "скорой", переносящий пострадавшего на носилках. Или убери лужи любыми возможными способами, или явно огради разлив. c. Линии электропередач
     Если при ДТП повреждены столбы электропередач, упавшие кабели могут затруднить подъезд "скорой помощи". Если ты знаешь, что на упавших кабелях есть напряжение и они находятся в непосредственной близости от зоны ДТП, одновременно со звонком в "скорую" срочно звони на подстанцию, чтобы они отключили аварийный участок. Это должно быть сделано до прибытия машины "скорой помощи", чтобы врачи не теряли драгоценное время.
     d. Пожар

     Курящие люди могут в состоянии стресса случайно обронить сигарету и стать причиной пожара. Попросите их не курить или отойти в сторону от места происшествия, особенно от разливов ГСМ и от лежащего мотоцикла. Такие вещи легко забываются в стрессовом состоянии на месте ДТП.
     e. Зона безопасности

     Назначь нескольких дежурных в непосредственной близости от места происшествия, которые будут жестами помогать направлять транспортный поток, указывать медикам и другим лицам на разливы ГСМ, следить за противопожарной безопасностью.
     3) Рядом с пострадавшим постоянно дежурит наиболее продвинутый в медицинском плане очевидец.

     Самый образованный в смысле медицины очевидец все время безотрывно дежурит рядом с пострадавшим, который, находясь в сознании, остро нуждается как минимум в психологической помощи. Если пострадавший лежит на земле, этот дежурный должен сидеть рядом с ним возле его головы и поддерживать голову мотоциклиста во избежание ненужных движений. Надо предполагать, что мотоциклист скорее всего имеет травмы позвоночника и/или шейного отдела, поэтому любое неосторожное движение может привести к параличу. Такой дежурный обязан выполнять приводимый ниже цикл процедур немедленно по прибытии на место ДТП и каждые 5 минут вплоть до прибытия машины "скорой помощи":
     Срочность.
Попытайтесь определить, являются ли травмы серьезными или нет. Если не уверен, квалифицируй травмы как серьезные. См. пункт 6 - диагностика травм.
     Доступ воздуха.
Что может затруднять дыхание пострадавшего? Гравий под шлемом, что-то в горле? Эти предметы необходимо срочно извлечь, по возможности не снимая шлема.
     Дыхание.
Пострадавший дышит? Определяется прослушиванием, наблюдением за грудной клеткой, ощущением дыхания изо рта, и т.п.
     Кровообращение.
Сначала сразу проверь пульс на горле, потом - на запястье. На горле пульс проверяется на сонной артерии, возле кадыка, с любой стороны. Если дыхания нет, немедленно (!) снимите шлем, если это необходимо, и начинайте процедуру искусственного дыхания. Пульс проверяйте не большим, а указательным и средним пальцами.
     Иммобилизация шейного отдела позвоночника.
Подложи что-нибудь под голову пострадавшего и зафиксируйте ее; сделайте так, чтобы он не имел возможности двигать головой. ЛЮБОЕ ДТП С УЧАСТИЕМ МОТОЦИКЛИСТА ПРЕДПОЛАГАЕТ ТРАВМЫ ГОЛОВЫ. ЛЮБОЕ ДТП С УЧАСТИЕМ МОТОЦИКЛИСТА ПРЕДПОЛАГАЕТ ТРАВМЫ СПИНЫ И ШЕЙНЫХ ПОЗВОНКОВ. Это важнейшее условие, даже если он говорит, что кажется может вполне нормально двигать головой. При разговоре с пострадавшим старайся сделать так, чтобы он не сильно волновался: "Ты просто упал с мотоцикла, все будет нормально, но важно, чтобы сейчас ты не двигался, мало ли что. Меня зовут Джон и я буду с тобой до приезда "скорой помощи". Ты можешь мне отвечать, но не двигай головой. Скоро приедет скорая." и т.п.
     Еще раз - в мягкой форме пресекай все попытки пострадавшего самостоятельно двигать головой или любой частью тела.
     4) Три важных вопроса

     Задай пострадавшему три вопроса и запиши его ответы;
     * Кто ты?
     * Где ты?
     * Какое сейчас время суток?
     (Можно вместо этого спросить, какой сегодня день недели. Надо учесть, что многие люди даже в нормальном состоянии не могут ответить на этот вопрос, не посмотрев на календарь.)
     5) Если пострадавший может нормально дышать, ШЛЕМ НЕ СНИМАТЬ!!!

     Если пострадавший действительно получил травмы шейного или спинного отдела, снимая шлем, можно только усугубить положение. Единственная причина, по которой необходимо снять шлем - это если заблокирвоаны дыхательные пути и нет другой возможности их очистить, или же если необходимо срочно проводить искусственное дыхание.
  • Если дыхательные пути заблокированы или пострадавший не проявляет признаков дыхания - процедура снятия шлема.

     Настоящая методика рекомендована Американской коллегией хирургов, специализирующихся на травмах шейного или спинного отдела позвоночника. Для ее проведения необходимо присутствие двух человек.
     Снять очки и расстегнуть ремешок на подбородке. Один человек находится сбоку от головы пострадавшего, а другой - непосредственно позади головы пострадавшего и в его задачу входит фиксация головы от движений (иммобилизация, о которой говорится в п. 3).
     Сидящий сбоку от головы пострадавшего человек просовывает одну руку под шлем и фиксирует ее на затылочной части головы пострадавшего, у основания головы (непосредственно на голове, а не на шлеме!). Другую руку он фиксирует под шлемом на подбородке (челюстной кости) пострадавшего. Таким образом он будет поддерживать голову и предотвращать ее движения, поэтому важно хорошо ухватиться. Ему необходимо прочно захватить голову, чтобы пострадавший не ударился ей о землю, когда шлем будет снят.
     Когда голова зафиксирована, другой человек,сидящий позади головы пострадавшего, начинает медленно стягивать шлем назад с головы. Самое сложное - снимать шлемы-интегралы: в этом случае надо следить за тем, чтобы нос, уши, серьги, подбородок на зацепились за подбородочную часть шлема.
     Сразу после снятия шлема подложи под голову пострадавшего куртку или что-либо мягкое! Удерживая голову, мягко уложи ее на подстилку, не давай ей упасть на асфальт с высоты сантиметров 10-15, это абсолютно недопустимо. Если есть возможность, третий человек должен стоять наготове со свернутой курткой и сразу после того, как шлем снят, подложить сверток под голову.
     По окончании процедуры человек, находящийся позали пострадавшего, остается дежурить рядом с ним, обеспечивая иммобилизацию шейного отдела.
     ЗАПОМНИ: ШЛЕМ МОЖНО СНИМАТЬ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ДРУГОГО ВЫХОДА НЕ ОСТАЕТСЯ!!! В противном случае оставь шлем на голове пострадавшего до прибытия машины "скорой помощи".
     6) Немедленно после визуальной оценки степени травм вызвать скорую помощь.

     Сразу после беглого осмотра места происшествия, осознания масштабов и степени серьезности ДТП и количества травмированных людей надо срочно послать человека вызывать "скорую". Помни о том, что одна машина "скорой помощи" чаще всего оборудована всем необходимым дял перевозки только одного серьезно пострадавшего.
     Важно понимать, что мы, будучи непрофессионалами, не всегда можем адекватно оценить степень нанесенных травм и то, что кажется нам несерьезным, может стоить жизни, или наоборот - жуткого вида кровоточащие раны могут оказаться пустяковыми. Слайдер приводит пример одного ДТП, в котором пострадавшему почти оторвало руку и кроме этого, на груди было несколько глубоких порезов и царапин. Так вот в этом случае порезы грудной клетки представляли намного более серьезную опасность для жизни человека, чем кровотечение из предплечья. Не бери на себя ответственность решать при оценке степени повреждений, не будучи специалистом. Если не знаешь точно - значит это вполне может быть очень серьезный случай!
     Если остальные мотоциклы в ДТП не пострадали, пусть один или два из них доедут до ближайшего населенного пункта или дома, чтобы вызвать "скорую". Слайдер рекомендует в составе тех, кто вызывает помощь, послать девушку, если они есть на месте происшествия. У вас нет времени мотаться от одного дома к другому в поисках телефона, а народ не всегда бывает отзывчивым на чужое горе и у женщины будет больше шансов не вызвать подозрений у жильцов, чем у пузатого волосатого байкера в рваной косухе. Это может показаться странным, но так часто бывает, поэтому если тебя не пустят на порог, испугавшись твоего вида, у тебя останется еще меньше шансов помочь своему приятелю. На этом аспекте стоит остановиться поподробнее. Важно и то, в чем ты пойдешь вызывать помощь. Если у тебя одежда темных тонов, займи у кого-нибудь на месте происшествия более светлую куртку или рубаху - психологически для обывателя человек в светлой одежде воспринимается легче, чем затянутый в кожу байкер. В общем, постарайся найти женщину в светлой одежде, это будет оптимальный вариант.
     Когда подойдешь к двери незнакомого дома, остановись на мгновение, переведи дыхание, НЕ ПСИХУЙ! Секунду пережди и успокойся, если не хочешь вызвать реакцию отторжения у других людей. Вполне возможно, что обыватель, увидев взбудораженного незнакомца с горящими глазами и в пиковой фазе нервного напряжения, просто не захочет с вами связываться.
     Не рвись сразу в дом! Просто сообщи о том, что поблизости случилось ДТП и надо вызвать "скорую" и полицию. Нет необходимости подчеркивать, что участником ДТП стал мотоциклист (однако важно это сказать оператору станции "скорой помощи"!). Если хочешь расположить к себе жильца дома и заручиться его поддержкой, не просись зайти в дом и воспользоваться телефоном, а сразу скажи, что надо вызвать "скорую".
  • Что говорить оператору станции скорой помощи по телефону.

     1. Случилось ДТП с участием мотоциклиста
     2. Нужна "скорая помощь"
     3. Количество пострадавших (и степень травм). Несколько пострадавших могут иметь тяжелые травмы, поэтому им потребуется по машине "скорой помощи" на каждого из них. Важно как можно более точно воспроизвести картину происшедшего оператору. Если количества "скорых" окажется недостаточно, это станет серьезной проблемой.
     4. Точное место происшествия (воспользуйся помощью людей, которые впустили тебя позвонить, они наиболее точно смогут описать твое местонахождение, если местность тебе незнакома)
     5. Не клади трубку первым! Ты должен сначала услышать гудки отбоя! Диспетчеры станций "скорой помощи" прошли спецподготовку и знают, какую информацию и в каком порядке спрашивать у тебя. До тех пор, пока они находятся с тобой на линии, не вешай трубку!
  • Что может потребоваться пострадавшему - сообщить об этом оператору.

     Если ты обладаешь основами медицинской помощи и знаешь, какое конкретно медицинское оборудование понадобится врачам при оказании помощи на месте происшествия, обязательно скажи об этом диспетчеру;
     Вертолет?
     В отдаленных или горных районах может не оказаться медслужбы, готовой принять серьезно травмированных людей, и может возникнуть необходимость их доставки вертолетом в центральную больницу. Лучше упомянуть об этом и перестраховаться, чем потом кусать локти, зная, что вертолет был готов к вылету, но его вызова не последовало. Слайдер говорит о том, что например, в штате Айова, даже если выясняется, что необходимости в вертолете не было, компания не выставляет счет за его неоправданное использование (ложный вылет).
     Звонить ли в пожарную часть? (пожар на месте ДТП)
     Гидравлический спасательный инструмент?
     Другой инструмент, который по твоему мнению, потребуется?
     Если есть повреждения электросетей с подачей напряжения на землю, сообщи об этом.
     7) По возможности задокументировать данные о пострадавшем с его слов (надо успеть это сделать до того, как он может потерять сознание).

     До прибытия "скорой помощи" запиши точные данные пострадавшего. Это может здорово помочь, особенно если он потеряет сознание. Нужны такие данные:
     * Полное имя
     * Близкие люди (+ их телефон или адрес)
     * Возраст, дата рождения
     * Группа крови, если он ее знает, или имя его врача
  • Ощупать и осмотреть пострадавшего на предмет наличия травм.

     Если есть время и возможность, надо выяснить следующую информацию у пострадавшего (она будет очень полезна врачам, прибывшим на место ДТП):
  • Аллергия на что-либо?
  • Проходишь ли ты сейчас курс лечения какими-либо лекарствами? Принимаешь наркотики?
  • Медицинская история.
  • Какую пищу ты принимал и как давно? (Информация для анестезиолога)
  • Что случилось? Что было причиной твоего падения с мотоцикла?

     Запиши все ответы и удели особое внимание механизму получения травм. При наличии этих сведений врачам будет легче сориентироваться в ситуации и понять, какие скрытые травмы следует искать на теле. Мотоциклист просто завалился набок и его протащило по асфальту? Перекинуло через руль? Ударился ли он головой об машину или другой объект? Если его перебросило через руль, срочно осмотри мотоцикл и ищи повреждения на баке или руле, которые могут свидетельствовать о травмах живота или грудной клетки и паховой области. Все это поможет врачам.
     8) Кошелек, сумочка и прочие личные предметы - лучше не трогать.

     Не обыскивай пострадавшего и не ройся в его личных вещах. Тебе не надо заботиться о данных его страховой компании, для этого есть другие люди в больнице. Если по какой-либо веской причине тебе обязательно надо проверить его кошелек или сумочку, удостоверься в том, что у тебя по крайней мере есть свидетель! Лучше, если это будет сотрудник правоохранительных органов. Если пострадавший в сознании и не хочет, чтобы ты это делал, ни в коем случае не настаивай.
     Однако пальцы пострадавшего могут распухнуть, если на них есть кольца, поэтому желательно их снять. Но и в этом случае абсолютно необходимо получить согласие пострадавшего, если он находится в сознании. И в этом случае у тебя должен быть как минимум один свидетель.
     9) Назначить одного из очевидцев каждые 5 минут снимать пульс и письменно регистрировать.

     Каждые пять минут снимать показания пульса на запястье. Если не прощупывается - проверить пульс на сонной артерии. Не прощупывающийся на запястье пульс - признак шокового состояния (см. п. 10). Записывай количество ударов в минуту и время замера.
  • Назначить одного из очевидцев каждые 5 минут снимать активность дыханияи письменно регистрировать.

     Как и пульс, каждые пять минут надо снимать дыхательную активность. Самый надежный метод - это положить свою руку на грудь пострадавшего. Естественно, если пострадавший - женщина, лучше по возможности доверить эту процедуру другой женщине.
     Старайся сделать так, чтобы пострадавший не понял, что ты проверяешь его дыхательную активность. Если он это поймет, то он может преднамеренно изменить частоту своего дыхания.
     Записывай частоту дыхания каждые пять минут. Описывай характер дыхания: учащенное, неглубокое, всхлипывающее, с хрипами, затрудненное, нормальное и т.д. Даже если не знаешь точно, как правильно назвать тот или иной тип, пиши так, как считаешь нужным - это тоже поможет врачам сделать выводы о травмах.
     10) Следить за появлением признаков начинающегося шока.

     О признаках шока на лекции говорилось относительно немного, за исключением того, что при шоке человек обычно теряет пульс на запястье. Слайдер сказал, что в любом случае человек умирает от шока, а например, не от пули, попавшей в него. Смерть всегда наступает от шока, вызванного попаданием пули в жизненно важные органы.
     Признаки шока:
     1. Пострадавший не может внятно ответить на три основных вопроса (кто ты? И т.д. - см. п. 4)
     2. Бледная, холодная, дряблая отекшая кожа
     3. Плохой приток крови к капиллярам. Для проверки нажми пальцем на участок тела так, чтобы кожа явно побелела. Она должна порозоветь в течение 2 секунд. Если это время больше - это плохой признак.
     4. Радиальный пульс (на запястье) не прощупывается, но есть пульс на сонной артерии.
     Если у человека начинается шок, мы мало что можем сделать, но все-таки наша помощь может пригодиться:
     1. Удостоверься в том, что ничто не мешает дыханию. Также см. п. 3 - доступ воздуха.
     2. Ослабь одежду, затрудняющую дыхание.
     3. Разговаривай с пострадавшим!!!
     4. Держи его в тепле (однако перегревать тоже нельзя).
     5. Подними его ноги так, чтобы они были на 15-20 см выше туловища.
     Но только в том случае, если ты абсолютно уверен, что нет травм спинного отдела позвоночника. Только под твою ответственность!
     6. Отанови кровотечение или по крайней мере не давай ему усиливаться.
     Это очевидно. С потерей крови вероятность шока увеличивается.
     7. Зафиксируй места переломов.
     Это должно снизить боль и способствовать остановке кровотечения из ран.
     11) Остановить кровотечение при помощи стерильных повязок или бинтов, если таковые имеются.

     Тут надо помнить о двух вещах: (1) как можно скорее остановить кровотечение и (2) обеспечить стерильность раны. С точки зрения приоритетности, (1) намного важнее, чем (2). Ужасно об этом говорить, но вполне вероятно, что конечности будут инфицированы так сильно, что впоследствии их придется ампутировать, однако если выбора нет, приходится останавливать хлещущую кровь нестерильной повязкой или любым материалом, имеющимся под рукой, осознавая, что он может служить причиной заражения. Всегда есть надежда, что в больнице раны тщательно продезинфицируют.
     Даже такие, казалось бы, специфические вещи, как женские тампоны или одноразовые платки типа Kotex и им подобные могут сыграть важную роль. И те и другие практически стерильны, и вэтом их ценность. Стоит всегда возить с собой дюжину стерильных бинтов, это не повредит.
     ИСКЛЮЧЕНИЕ: При порезах на голове НЕ прикладывай давление к ране. В случае, если на ране есть осколки черепа (например, результат удара), ты рискуешь вдавить их в мозг. Излишнее давление на ране может привести к появлению кровяного тромба в черепных артериях и повышению внутричерепного давления. Такие порезы не следует туго забинтовывать.
     12) При повреждении бедренных костей и открытых переломах (наиболее характерных при авариях с мотоциклистами) останови крови из раны или ограничь потерю крови.

     В 80 процентах ДТП с участием мотоциклистов их перебрасывает через руль мотоцикла, что противоречит сложившемуся мнению общественности о том, что якобы при большинстве таких аварий мотоциклисты просто падают набок. Это не так.
     Очень часто случаются и травмы бедер. На внутренней стороне бедер располагаются огромные важные артерии, поэтому если их целостность нарушена, человек может погибнуть от потери крови в очень короткий промежуток времени. Если в этом месте явно имеется ранение, необходимо срочно принять все меры по остановке крови! Прежде всего надо прижать артеирию в точке выше раны, чтобы удержать поток крови.
     13) По прибытии машины "скорой помощи".

     Сразу после вызова машины "скорой помощи" пошли несколько человек в противоположные стороны от места аварии. Они должны встретить машину и направить ее в зону ДТП.
     Перед прибытием "скорой" надо расчистить для нее подъезд и по прибытии обеспечить свободу действий врачам. Убедись в том, что никто и ничто не мешает им работать. Представься врачам искажи им,чтобы обращались к тебе, если им что-либо понадобится (убрать зевак, транспорт и т.п.).
     Твои действия:
  1. Обеспечь хороший доступ машины и врачей к месту ДТП.
  2. Дай им знать о тебе как о человеке, координирующем место ДТП до прибытия полиции.
  3. Дай фактическое описание случившегося, желательно без эмоций. Врачам важно знать реальную скорость движения мотоциклиста и обстоятельства происшедшего. Фразы типа "а тут эта тачка вылетела ну минимум на 180 км/ч и сбила нашего чувака" никому не помогут. Знай, что количество кинетической энергии на скорости 80 км/ч уже вдвое больше, чем при 65 км/ч. Будь реалистичным и честным при описании случившегося.
  4. Передай медикам всю записанную информацию (частота дыхания, пульс, три вопроса, задаваемые пострадавшему с интервалом в пять минут, личные данны и т.д.).
  5. Честно расскажи врачам, потреблял ли пострадавший наркотики и/или алкоголь.
  6. Отойди и не мешай им делать свое дело. Если попросят - останься.
  7. У врачей есть теперь время, чтобы заняться пострадавшим. Обеспечь им эту возможность, убери толпу любопытствующих.

     Очень важно дать врачам наиболее полную и честную информацию о пострадавшем. Если он выпил 10 банок пива за последний час - не утаивай этого, от этого может зависеть его жизнь. Они не сотрудники правоохранительных органов и их не волнует это с точки зрения закона, их цель - спасти его! Недооценивая события, "прикрывая" кого-либо или утаивая часть важной информации, ты в конечном счете можешь отрицательно повлиять на исход событий.
     Если шлем был снят, отдай его врачам, пусть возьмут его с собой в больницу. По повреждениям шлема им будет легче понять, какие скрытые травмы получил пациент.
     Если на месте ДТП зафиксированы разливы опасных жидкостей, скажи об этом врачам - часть бензина, масла или тормозной жидкости могли попасть на открытые раны пациента.Врачи должны знать об этом.
     14) В больнице.

     В приемном покое не следует постоянно находиться более чем 1-2 свидетелям ДТП. Если у врачей появятся вопросы и никто из присутствующих в приемном покое не сможет на них ответить, надо послать кого-нибудь на место происшествия и спросить у остальных. Толпы народа в приемном покое провоцируют раздражение медперсонала и отвлекают их от работы.
     15) Общение с сотрудниками дорожной полиции.

     Когда на месте ДТП появится полиция, представься как организатор помощи или координатор, неважно - главное,чтобы они поняли, к кому обращаться, если им понадобится помощь (передвинуть упавшие мотоциклы, другой транспорт, убрать толпу зевак и т.д.).
     Предполагается, что на месте событий имеются другие мотоциклисты, следовавшие в группе с пострадавшим. В такой ситуации многие из них могут быть агрессивно настроены или просто проявлять признаки крайнего возбуждения. Чтобы исключить нервозность сотрудников полиции, важно дать им понять, что вы не настроены против них и успокоиться, прежде чем разговаривать с ними. Если не можешь контролировать себя - отойди в сторону. Это тоже часть психологического руководства, о котором упоминал Слайдер.
     Естественно, необходимо выполнять все просьбы и требования офицеров.
     До их прибытия не передвигайте транспорт в зоне ДТП больше, чем это нужно. Полиции потребуется снять схему ДТП, и вы можете их запутать. Крупные части и детали автомобилей и мотоциклов, а зачастую и транспортные единицы необходимо удалить с дороги во избежание последующих столкновений, но тогда оставьте их в непосредственной близости от места происшествия, чтобы полиция смогла определить их взаимное расположение в момент аварии и прочие важные факторы. Старайся не трогать мотоцикл пострадавшего, за исключением того, что надо закрыть бензокран, отключить зажигание и, если это возможно, поставить мотоцикл на подставку.
     16) Благодарности.

     Как правило, врачи "скорой помощи" и офицеры полиции не получают ни материальной, ни моральной компенсации за свою работу, поэтому наверное стоит поблагодарить их за помощь твоему другу - они будут этому бесконечно рады. Например, можно послать им открытку, написать об их помощи в местной газете или прийти к ним на работу и поблагодарить лично. Такие взаимоотношения не помешают и имиджу байкеров, и моральному самочувствию тех, кто потратил на тебя свое время. Это важно!
     17) Несколько дополнительных замечаний.

     Кожаную одежду врачам скорее всего придется разрезать, будь морально готов к этой потере. Она совершенно незначительна по сравнению с тем, что потом можно потерять ногу или руку из-за несвоевременной диагностики травмы. Если ты находишься в сознании и не позволяешь им разрезать твою одежду, по закону они не могут делать это насильно. Если ты без сознания, то автоматически предполагается, что если это необходимо сделать, то это будет сделано.
     Более половины смертельных случаев в ДТП с участием мотоциклистов происходят по вине нетрезвого водителя мотоцикла. Язнаю,что это избитая фраза, но не пей сам перед тем как садиться за руль мотоцикла и не давай пить своим друзьям, если ты пока не готов их потерять.
     Как я уже говорил, в 80 случаях из 100 в ДТП мотоциклисты перелетают через руль. В этом случае шансы повредить внутренние органы, особенно мочевой пузырь, увеличиваются, если в этих органах что-то есть. Вывод: вовремя отливай перед поездкой. Иначе потом будет вовсе не смешно.
     Напоследок скажем, что в экстремальной ситуации очень важно психологическое руководство и контроль над происходящими событиями. Если ключевая фигура, взявшая на себя руководство, остается спокойной, это состояние постепенно передается всем присутствующим и в итоге поможет пострадавшему намного больше, чем если бы все психовали и извергали адреналин. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься - дважды глубоко вдохни.
     Ну и наконец, хоть я и знаю,что никто этого не будет делать, все равно скажу: пройди курс оказания первой помощи или по крайней мере знай, как выполняется искусственное дыхание.
     18) Резюме: четыре наиболее важных пункта.

     Слайдер считает, что самое важное после ДТП - это:
     1. Оставаться спокойным.
     2. Постоянное дежурство рядом с пострадавшим (п. 3).
     3. Три вопроса пострадавшему (Кто ты / Где ты / день недели или время суток) - каждые пять минут!
     4. Вопросы пострадавшему с целью получения информации (п. 7).

     Оригинал статьи расположен по адресу http://maxiemax.narod.ru/



ИНФОРМАЦИЯ: Новости | Форум | Каталог сайтов | Карта сайта | Контакты | О проекте
ПОЛЕЗНО: Покупка-Продажа | Фотогалерея | Ваше видео | Скидки посетителям | Где купить | Карта Беларуси
ПАРТНЕРАМ: Наши друзья | Партнерская программа | Размещение информации | Реклама на сайте | Ссылки

extreme.BY © mail@extreme.by - При копировании материалов сайта, активная ссылка на http://extreme.by обязательна.

Экстремальный портал VVV.RU Rambler's
Top100 Rating All.BY Рейтинг@Mail.ru Белорусский рейтинг Rambler's
Top100